+7 (912) 233-65-55пишите на whatsapp


ул. Бажова 189
ул. Хомякова 17

пн-пт: 08.00-20.00
сб: 9.00-18.00, вс: 9.00-16.00

Задержка речевого развития у ребенка: эффективные методы коррекции

08.07.2024

Задержка речевого развития у ребенка: эффективные методы коррекции

Как помочь ребенку, если диагностирована задержка речевого развития: методы и советы

Своевременное формирование речи – важная функция организма. Она позволяет успешно социализироваться. Но это также фактор развития. Если своевременно заметить признаки патологического состояния, шансы на полное восстановление возрастут. Для коррекции задержки речевого развития прибегают к комплексным методикам. Они предполагают медикаментозное, аппаратное лечение, воздействие на мышечные ткани, другие средства.

Методики лечения

Выбор способов терапии делается с учетом причин патологии. Влияние оказывают разные средства:

  • медикаменты: используют ноотропы – препараты, которые представляют группу нейрометаболических стимуляторов, благодаря им улучшается течение сложных психофизиологических процессов, дополнительно назначается витаминный комплекс, но дефицит питательных веществ отчасти компенсируется за счет полноценного рациона, еще один тип средств – те, что улучшают обменные процессы в тканях;
  • электроакупунктура – предполагает воздействие на рефлексогенные зоны, за счет этого ускоряется восстановительный процесс, речь формируется правильно;
  • массаж: может быть назначен общий для укрепления мышечных тканей, а также логопедический, направленный на стимуляцию определенных мышц, участвующих в работе артикуляционного аппарата, если есть определенные проблемы, выявленные узким специалистом;
  • магнитотерапия: принцип действия основан на воздействии низкочастотных магнитных полей на проблемную зону, это позволяет улучшить двигательную функцию;
  • лекарственный электрофорез: комбинируется действие препаратов и принцип влияния электрического тока на ЦНС, что повышает адаптационные возможности;
  • применение аппаратов для коррекции и оптимизации дыхания, речи;
  • биоакустический метод: принцип действия основан на влиянии акустического сигнала на зону коры, нуждающуюся в восстановлении, речь при этом нормализуется благодаря восприятию звуков специфическим способом;
  • транскраниальная микрополяризация: метод действует щадяще, т. к. используемые микротоки максимально сходны с токами в теле, что позволяет получить положительный эффект, но минимизировать агрессивное воздействие;
  • лазеротерапия: метод относится к физиотерапевтическим, при этом действию подвергаются рефлекторные зоны, в качестве реакционного фактора выступают фотоны света;
  • метод Томатиса: предполагает проведение аудиовокальных тренировок головного мозга ребенка, в результате повышается способность к восприятию информации в разной форме – аудио, видео.

Для терапии и коррекции патологического состояния при торможении развития речи проводится консультация у специалистов: логопеда, невролога. Улучшение состояния предполагает коррекцию неврологической аномалии, что часто определяет задержку формирования речи. Обязанность логопеда в данном случае – развитие мотивации говорить, стимуляция речевых высказываний.

Еще один специалист может поспособствовать восстановлению функции речи – остеопат. Он работает с повреждениями, которые были получены до, во время или после родов. Так выявляют защемления, напряжения нервной системы и мышечных тканей. Остеопат способствует восстановлению правильного положения всех зон, где есть проблемы. В результате нормализуется мозговое кровообращение.

Советы родителям детей раннего возраста с ЗРР: как поддержать нервную систему

Простые правила помогут подготовить ребенка к будущему лечению. Результат будет намного лучше, если придерживаться рекомендаций:

  • в рацион вводятся продукты, которые содержат все необходимые питательные вещества, важен кальций, калий, витамин Д, группы В, магний, фосфор и др, они содержатся в натуральных продуктах: крупах, овощах, фруктах, молочных продуктах, орехах, зелени, мясных блюдах;
  • сахара должно быть меньше, он препятствует усвоению некоторых нутриентов;
  • нормализуется сон, благодаря этому нервная система будет способствовать правильному становлению функции речи;
  • не следует вводить в рацион продукты, содержащие ароматизаторы, другие химические вещества, а также кофеин и сахар, это поспособствует возбуждению нервной системы;
  • необходимо предлагать ребенку пищу, проговаривая названия, давать самостоятельно попробовать, понюхать продукты, показывать процесс приготовления.

Эти рекомендации могут служить мерой профилактики, а также использоваться при проявившихся признаках ЗРР. В результате облегчается процесс лечения, т. к. создаются более подходящие условия.

Распространенные ошибки

Осложнения процесса лечения при ЗРР развиваются под действием разных негативных факторов. Один из них – неправильный подход, игнорирование рекомендаций врача. Ошибки, которые часто допускаются:

  • формируется мнение, что отсутствие речи – хороший признак, взрослые объясняют для себя это тем, что понимание без слов говорит о сообразительности, если ребенок что-то просит жестом или с помощью мимики, они тут же реагируют, радуясь такой бессловесной коммуникации, но в раннем возрасте отсутствие попыток применения слов должно насторожить;
  • игнорируются развивающие игры, пение колыбельных – это один из этапов общего процесса нормализации способности обучаться произносить звуки, слоги, слова и предложения, такие действия оказывают положительное влияние на процесс развития речи, многие родители подменяют эти простые процессы мультиками, включенными на смартфоне, что создает пробелы в цепи важных этапов развития психики;
  • игнорируются плановые осмотры у некоторых узких специалистов: логопеда, невролога, ЛОРа, психолога, считается, что к ним нужно обращаться по мере необходимости, но родители не всегда способны самостоятельно обнаружить специфические признаки патологических состояний, а узкие специалисты смогут вовремя выявить проблему;
  • родители не уделяют достаточно времени детям, считая, что бабушки и дедушки могут компенсировать общение с ними, часто это вынужденная мера, но в любом случае следует по возможности проводить время с детьми;
  • общение на разных языках не всегда способствует торможению развития речи, но это может служить одним из негативных факторов.

Если устранить все риски, можно предупредить торможение развития речи. Альтернативой становится комплексный метод лечения. Он предполагает выполнение различных процедур. Физиотерапия и другие методики коррекции более предпочтительны. За счет них появляется возможность снизить нагрузку препаратов на детский организм. Но лекарственные средства оказывают поддерживающее действие, а значит, в меру важны.

На протяжении всего процесса терапии схема меняется. Коррекция проводится, когда намечается улучшение состояния. Внимательный подход остеопата в медицинском многопрофильном центре NOVI в Екатеринбурге к лечению и устранению проблем в работе ЦНС, мышечных тканей – существенный вклад в процесс развития способности ребенка говорить.

Медицинский центр «Novi» О нас
Медицинский центр NOVI – это сеть частных, уютных, многопрофильных клиник города Екатеринбурга для взрослых и детей.
Novi c перевода латинского языка означает «Я знаю».
Мы ведем свою историю с 2011 года.
В наших центрах работают опытные специалисты, которые с заботой и вниманием относятся к каждому пациенту.
mynovi
WE HAVE THE TOP LEVEL OF WORLD BEST heart surgery SPECIALIST AND EXPERT TECHNOLOGY IN OUR HEALTHCARE.
34791Довольных пациентов
74%Повторных пациентов
30Врачей

Возврат к списку

×
Запись на прием